О развитии туризма в Калмыкии — на экономическом форуме в Элисте
Итоги экономического форума «Элиста-2020» в Калмыкии
Главными темами сегодняшнего форума стали «Экономика и инвестиции: преодоление экономических последствий в условиях пандемии» и «Сельское хозяйство и регионализация».
С приветственным словом к участникам форума обратился Глава Администрации Элисты Дмитрий Трапезников: «Сегодня в зале очень много представителей бизнеса, а как известно, в бизнесе очень часто возникают сложности, которые негативно влияют и на развитие бизнеса, и на экономику в целом. Хочу пожелать чтобы сегодняшний экономический форум стал одним из инструментов, который будет оказывать содействие развитию бизнеса и развитию экономики Калмыкии.
Поддержка бизнеса в условиях пандемии
Как отметил министр экономики и торговли Республики Калмыкия Троицкий Дмитрий Александрович, из 8442 субъектов МСП, более половины не приостанавливали свою деятельность во время пандемии. Распоряжением Главы был утверждён план экономических мер, что позволило выявить два основных направления.
Министерством экономики был проведен мониторинг и выявлено порядка 1800 субъектов малого и среднего предпринимательства, которые нуждаются в помощи. По оценкам объём необходимых средств для бизнесменов, не получивших поддержку за апрель и за май в размере 12130 рублей, составил 59 млн рублей. Сейчас предприниматели получают эти меры поддержки одновременно.
Вторая мера, которую регион оценил как эффективную, это субсидия на погашение кредитов на выплату зарплаты. Как сообщил Дмитрий Троицкий, данная мера будет доступна с октября всем обратившимся за помощью. «В регионе по данной программе действовало три банка: Сбербанк, Росбанк, Россельхозбанк. Полагаем, что данная мера позволит сократить оборотные средства у каждого предприятия на его последующее развитие. Наша задача была создать максимально комфортное условия для бизнеса. Эти меры позволят предпринимателям чувствовать уверенность в завтрашнем дне», — добавил министр.
Помимо этого, были внесены изменения в закон об инвестиционной деятельности. Так, ставка по льготному займу в Калмыкии составила от 1% до 3%.
Кроме того, чтобы предприятия не приостанавливали свою деятельность, были предприняты шаги по снижению налогового бремени. В частности, были снижены налоговые ставки по упрощённой системе налогообложения:
ставка на доход-расход снизилась с 10% до 5%;
ставка на доходы снизилась с 6% до 1%;
на патенты снизились в 2 раза;
транспортный налог был обнулен.
Все эти меры были продлены и на 2021 год.
Заместитель Председателя Правительства Казбек Хадиков дополнил: «Те меры которые необходимо было предпринимать, это, всё-таки, меры, связанные с увеличением финансирования предприятия».
Транспортно-логистический потенциал
Учитывая то выгодное геополитическое и географическое положение региона, а также его равноудалённость, республика представляется как перспективная точка международных транспортных коридоров Север-Юг и «Один пояс — один путь». По прогнозам НТК Север-Юг в этом году пройдёт около 3.5 млн тоннов груза, а к 2050 году пройдёт более 20 млн тонн, что позволит значительно сэкономить на логистике.
«Калмыкии есть что предложить в рамках интеграции в эти международные транспортные коридоры. Самым перспективным проектом в этой области для нас является строительство порта в Лагани мощностью 12,5 млн перегрузки: зерновой и контейнерный терминалы, терминал наливных грузов и терминал по перевалке генеральных грузов. Морской порт станет отправной точкой для промышленно-логистического кластера, крупных логистических точек, производства и хранения зерновой продукции, нефти. За ним же начнёт развиваться промышленность, сельское хозяйство и переработка», — сказал Глава Лаганского РМО Очир Очиров.
Отметим, проект имеет ряд конкурентных преимуществ: можно осуществлять работу круглогодично, глубинные условия заноса стила позволяют осуществлять работы по дну углубления раз в несколько лет, большие прилежащие территории удобны для расширения порта, значительно близкое расположение к железной дороге и к федеральной трассе Астрахань-Махачкала. Стоимость порта равна 28,8 млрд рублей.
Добавим, что посёлок Улан-хол, находящийся на пересечении железной дороги и федеральной трассы, порта Аля и будущего порта Лагани, является перспективным логистическим хабом юга России.
Развитие туризма
Калмыкия имеет хороший туристический потенциал. С начала 90-х годов в Калмыкии активно развивается религиозный туризм, также сейчас становится популярен экотуризм. В настоящий момент в Калмыкии действуют около 90 субъектов МСП, задействуемых в туризме.
“Организация совета по туризму, организация отдельного АИВа по развитию туризма — для нас это будут первые шаги, которые мы сделаем при поддержке Администрации Главы и при поддержке, непосредственно, самого Бату Сергеевича. Уже в начале этого началась активная работа при поддержке Ростуризма», — сообщает советник Главы по туризму РК Рамазанов Станислав-Евгений.
В Калмыкии действует несколько крупных проектов. Первый из них, это участие в большом Всероссийском конкурсе от агенства стратегических инициатив — туристско-рекреационный кластер «Чёрные земли», объединяющий Яшкульский, Черноземельский и Лаганский районы.
В феврале следующего года начнет свою работу национальный проект «Туризм». Основные составляющие нацпроекта — это развитие туристической инфраструктуры, туристко-рекреационные кластеры и туристические кластеры. Для этого будут выделены области региона и будут названы как территории развития туристического потенциала республики. Таких кластеров в Калмыкии семь. Один из них — Чёрные земли.
Также в сентябре запускается большая федеральная программа по грантам в сфере туризма. Это позволит предпринимателям начать заниматься своим делом в сфере туризма.
Развитие сельского хозяйства
В этом году планировалось осуществить государственную поддержку рисоводов республики.
Так, в рамках экономического форума был подписан Меморандум о реализации проекта по переработке риса-сырца в Калмыкии. «Наш рис уникальный, но рис-сырец вывозится за пределы региона и не перерабатывает в Калмыкии.
В связи с этим возникла такая задача — заняться этим проектом. На сегодня уже есть оборудование и вся производственная линия. Мощности позволяют ежемесячно получать до 1000 тонн готовой продукции разных сортов. Наш рис отличается экологичностью, высоким качеством, гиппоаллергенностью и мы производим без отходов.
Кроме того, уже достигнуты соглашения с дистрибьюторами по сбыту данной продукции за пределы региона, запатентована торговая марка «Джунгарус». Но для реализации проекта нам были необходимы средства для закупки сырья. Министерство экономики профинансирует этот проект и в скором времени мы надеемся увидеть рис собственного производства на полках наших магазинов», — комментирует ситуацию генеральный директор компании «Лотос Лайн» Манджиева Римма Саналовна.
Реализация данного проекта в Калмыкии создаст новые рабочие места и добавочную стоимость на эту продукцию.