Баирта Тостаева: Предприниматели не могут держаться только на голом энтузиазме
Предпринимательское сообщество Калмыкии с воодушевлением восприняло заявление Главы РК Алексея Орлова о поддержке со стороны властей республики в рамках развития туристской отрасли в степном регионе субъектов малого бизнеса, оказывающих туруслуги, а также занимающихся гостиничным и ресторанным бизнесом.
В частности, планируется ввести льготы на оплату услуг ЖКХ и снизить тарифы на электроэнергию. Как отметил глава региона, «эти преференции должны принести свои результаты, учитывая огромный, еще до конца не раскрытый туристический потенциал Калмыкии».
К числу тех предпринимателей, которые вправе рассчитывать на такую господдержку, поскольку на деле занимаются привлечением туристов, несомненно, относится и ресторатор Баирта Тостаева. Она является хозяйкой ресторана ойратской кухни «Легенда» (по-калмыцки «Домг») и кафе «Репортер», а еще возглавляет общественную организацию «Ассоциация женщин Калмыкии “Иньглян”», которая занимается пропагандой калмыцких национальных традиций и обычаев.
В интервью «Степным вестям» она поделилась своими мыслями относительно того, что необходимо для успешного развития государственно-частного партнерства.
– Я рада, что к нам, предпринимателям, руководство республики повернулось лицом и выразило лояльность. Обещана финансовая поддержка, послабления в виде льгот на коммунальные услуги – это уже внушает оптимизм, свидетельствует о том, что есть какой-то вектор развития. Если глава региона выступил с такой инициативой, то это говорит о том, что наше правительство смотрит, как развивается бизнес, и заинтересовано в сотрудничестве с нами.
А бизнес – это, в первую очередь, зарплата очень многих людей. Сейчас тем более, когда экономика переживает кризис, доходы бюджетов падают, а социальные расходы, напротив, только растут, государство возлагает надежды на предпринимателей, пополняющих своими налогами казну. И туристский бизнес является сегодня одним из основных источников доходов многих предпринимателей. Это и подарочно-сувенирная продукция, которая продается, и рестораны, и гостиницы – все мы, в основном, кормимся от туризма.
К примеру, я, как ресторатор, могу сказать, что прибыль, получаемая от посещения моих ресторана и кафе туристами, составляют от 30 до 40% в общей структуре доходов от бизнеса. Основную же массу выручки приносит местное население, для которых мы организуем банкеты, юбилеи, праздники.
Баирта Тостаева: Я начала вести ресторанный бизнес в 2012 году, и за прошедший период, на мой взгляд, популярность туризма в Калмыкии значительно выросла. Если раньше у нас туристы прибывали только в весенне-летне-осенний сезон, то сегодня – в течение всего года. Более того, очень много приезжих прибывают к нам, не просто купив тур выходного дня в Элисту, но и, что называется, дикарями. Едут мимо Калмыкии на Черное море или Кавказ и заезжают в степную столицу, посещают наши рестораны, останавливаются в местных гостиницах.
И таких туристов с прошлого года стало заметно больше. Я это заметила по тому, как увеличился поток иногородних посетителей ресторана «Легенда»: все больше это не группы, как раньше, а одиночные визиты или по 2-3 человека, семьями туристы приезжают.
– Как они узнают о вашем ресторане?
– В основном, по интернету или сарафанному радио, больше никак. Потому что та реклама, которую я заказываю, предназначена для элистинцев, жителей республики, что-то большего масштаба, увы, позволить себе не могу. Узнают о нас через сайты «ТрипАдвизор», «Автостоп» и другие подобные ресурсы, где есть информация о достопримечательностях калмыцкой столицы, о том, где можно остановиться на ночлег, покушать и так далее. Вообще, мы не ожидали, что на «ТрипАдвизоре», а это всемирно признанный и самый популярный сайт у туристов, наш ресторан занимает первое место по популярности в Элисте.
– Какие, на ваш взгляд, преференции наиболее актуальны для предпринимателей в республике и, в частности, в вашей сфере?
– Конечно же, в первую очередь, это скидки на коммунальные услуги. Очень большая наценка идет по электроэнергии. Вода, газ – это все не так дорого обходится рестораторам, как электричество. За него я, например, плачу несколько десятков тысяч рублей в месяц. Это касается только одного ресторана «Легенда». И это при том, что плиты у нас газовые, не электрические. Основной расход электроэнергии приходится на освещение и холодильники, которых у меня, честно говоря, даже недостаточно. Те суммы, которые я трачу на оплату только одного вида коммунальных платежей, для меня весьма значительные.
Если бы власти снизили тариф на электроэнергию для предпринимателей, хотя бы отпускали ее нам по той цене, которую платит население, тогда высвободившиеся средства мы направляли бы на развитие своего бизнеса, на повышение зарплат сотрудников или ту же рекламу. Такие послабления дали бы бизнесменам значительное облегчение. Ведь предприниматели трудятся, по сути, круглосуточно, в отличие от людей, которые работают с 9 до 18 часов пять раз в неделю с двумя выходными или же по сменам: пришел, отработал и свободен. Мы работаем постоянно, круглосуточно, вскакиваем среди ночи: то товар в пути застрял, то поставщики подвели со сроками исполнения заказа, то еще какие-то авралы случаются – во все приходится вникать и принимать в этом участие.
– Во всех странах власти заботятся о предпринимателях, которые приносят доходы в бюджеты. У нас же в России, наоборот, хотя и говорили не «кошмарить» бизнес, отвращают от него всевозможными административными барьерами. К тому же у нас одно из самых сложных налоговых законодательств в мире, и бремя платежей для частных предпринимателей очень велико. Потому в свете заявления главы региона логично было бы предположить о введении налоговых льгот для местного бизнеса.
– Конечно, платить хочется поменьше. В прошлом году мы с бухгалтером сглупили: взяли и составили налоговую декларацию не из расчета доходы минус расходы, а по другой схеме, в результате у нас получилось, что мы платим по полной программе. Ну, да это наша история.
– Вы же наверняка работаете по упрощенной схеме налогообложения?
– Да, работаем с ЕНВД. Честно говоря, я не сильна в плане налогового законодательства, чтобы какие-то рекомендации давать на эту тему. Просто считаю, что налоговая политика должна быть более гибкой.
Мне кажется, следует организовать собрание предпринимателей, на котором коллективно выработать предложения относительно того, о чем говорил Алексей Орлов. Необходимо, чтобы условия государственно-частного партнерства устраивали обе стороны – как органы власти, так и членов бизнес-сообщества. Для этого важно прийти к общему знаменателю по ключевым вопросам.
Так, на мой взгляд, у нас очень сложная ситуация с выплатами во внебюджетные фонды. Вы знаете, вот лично со мной был случай: непонятно каким образом вышло так, что я оплатила сверх нормы за уже закрытое предпринимательство. Счет на него я к тому времени уже закрыла, однако из налоговой приходит уведомление о том, что мне надо оплатить еще какую-то сумму. Я уже не помню, сколько именно, какие-то копейки. Пришлось бежать в инспекцию, доказывать, что у меня нет того счета, ИП давно закрыто. Но в итоге все равно заплатила, в том числе штраф.
Я привела лишь один из примеров того, как бюрократические проволочки досаждают предпринимателям.
– Мне кажется, было бы хорошо, чтобы тем из вас, которые являются добросовестными налогоплательщиками, к тому же выплачивающими работникам жалованье «по-белому», то есть официально, государство давало какие-то особые преференции. Вот у вас в ресторане зарплата у сотрудников «белая» или в конвертах?
– Я не могу всем платить «по-белому». Объясню почему. В ресторанах всегда присутствует текучка кадров, особенно среди официантов. Это объективно, сегодня человек здесь работает, завтра в другое место позвали, особенно молодежь у нас несерьезная. Сколько раз со мной такое было, когда я брала на работу человека, оформляла с ним трудовой договор, а потом он через месяц увольняется. Но налог-то за него мне все равно приходится платить, и на то, чтобы с ним рассчитаться, уходит много времени. А в итоге я сама прогораю из-за этого. Поэтому те люди, которые у меня давно работают, они, конечно, получают официальную зарплату, а с теми, кто по принципу «сегодня здесь, завтра там», я не вижу смысла церемониться.
– Баирта, от друзей в «фейсбуке» мне известно, что у вас была история, связанная с кибиткой, которую вы хотели установить на территории ресторана, но власти города усмотрели в этом какое-то нарушение. Чем закончилась эта эпопея и какой урок вы из нее вынесли?
– Она еще не закончилась, дальше продолжается, что лишний раз говорит о силе инерции бюрократической машины.
В свое время я неоднократно обращалась в администрацию города с заявлением о том, чтобы мне предоставили аренду на этот объект. При этом говорила прямо: платить хочу, ни от кого прятаться не собираюсь. Если бы я специально не пошла и не написала заявление-уведомление о возведении своего объекта, мэрия бы даже не знала о нем. Ну, стоит себе какая-то конструкция, и стоит. Какие там на нее бумаги есть, нет ли – всем было бы по барабану. Но я пошла, написала заявление, что хочу на территории собственного же ресторана соорудить тематическую конструкцию – кибитку. После этого в администрации начали суетиться: ах, там стоит кибитка, пойдемте ее смотреть, чего это она там стоит и по правилам ли?
– Они хотят доход поиметь с нее или что?
– Утверждают, что все должно делаться в соответствии с законом. По нему на территории парковки нельзя ставить какие-либо конструкции, которые могут мешать движению автотранспорта и прохожим. Я просила сделать исключение, ведь это не просто утилитарное сооружение – допустим, туалет или ларек с беляшами. Это этнографический экспонат, своего рода музей под открытым небом, который будет приносить пользу нашим гостям. Не надо ее рассматривать сугубо утилитарно – как еще одну кабинку ресторана. Да, предполагается, что там будут кушать, но не только. Кибитку я полностью оборудовала – там внутри есть кровать, стол, старинные сундуки, вся утварь кочевников. Посетители ресторана при желании могут облачиться в национальные костюмы, сфотографироваться на фоне внутреннего убранства настоящей калмыцкой кибитки.
Из этой истории я вынесла одну такую вещь. Немного обидно, что наши власти вроде бы поддерживают предпринимателей, которые занимаются этнотуризмом, продвижением национальной культуры, а на самом деле весьма далеки от этого. Мне кажется, таким субъектам малого бизнеса, наоборот, нужно давать зеленый свет, помогать развивать их благородное дело, больше чем тем, кто просто торгует беляшами. Немножко надо видеть разницу.
В Калмыкии необходимо всячески поддерживать национальный дух, потому что мы национальная республика. Если бы Элиста была обычным русским городом, можно было бы на это посмотреть под тем углом, что кибитка – всего лишь экзотика, и кто-то на этом хочет зарабатывать. Но ведь мои цели совсем иные.
Я за то, чтобы в нашей республике больше появлялось ресторанов национальной кухни, с элементами традиционного уклада быта. Если бы наши люди говорили на родном языке, ходили в национальных одеждах, это был бы удивительный оазис интересной, самобытной культуры. Все бы приезжали сюда для того, чтобы посмотреть на это. Такой подход нужен для самосохранения калмыцкой нации, прежде всего, а еще это позволит республике больше зарабатывать на этнотуризме.
Не только я одна так думаю, есть много людей, которые движимы такой же мотивацией и каждый на своем месте продвигает национальную культуру. Почему бы таким предпринимателям не делать некоторые поблажки?
Взять мой ресторан. Да, мы поставили кибитку в не совсем подходящем месте, так давайте подумаем, где это лучше сделать, чтобы и сама идея не пострадала, и закон был соблюден. Хотя, если разобраться, она вовсе не мешает движению, стоит в тупике; парковка, на которой она установлена, была асфальтирована на мои личные средства.
Сейчас кибитка под замком. Людей там мы не принимаем. Думаю, к весне решим все бюрократические вопросы, и тогда я смогу запускать туда людей свободно.
– Недавно была встреча председателя правительства РК с банкирами, на которой стороны договорились о принятии комплекса мер, которые бы позволили упростить процедуру получения кредитов для представителей бизнес-сообщества. На мой взгляд, давать кредиты это одно. Нужно подумать еще и о том, чтобы банки шли навстречу и в вопросе их погашения. Допустим, когда у предпринимателя возникают сложности, он мог бы реструктуризировать кредитную задолженность без проволочек. Особенно это касается тех, чей бизнес проверен временем и является социально ответственным и значимым в социальном плане. Что вы думаете об этом?
– Совершенно верно. Банки зачастую дают кредиты непонятно каким людям и организациям, по документам, которые подчас не соответствуют действительности. Тогда как иной предприниматель с реальным бизнесом, реальным товарооборотом остается за бортом.
Приведу пример собственного печального опыта. Пару лет назад я обратилась в один банк за ссудой. Мне нужно было всего-то 200-300 тысяч, хотела в ресторане кабинки сделать, поменять потолки, что-то в интерьере. Меня долго расспрашивали о целях кредитования, просили в залог авто, я принесла им документы на свою машину, но в итоге мне отказали. Пришлось взять деньги из выручки, и потихоньку я сделала все то, что хотела.
А тогда я была просто поражена фактом недоверия ко мне. Ведь не с улицы пришла, у меня есть реальный бизнес, определенная репутация. Видно же, что человек работает, старается не только для себя, но и для общества. А сколько случаев, когда некоторые люди с нечистыми помыслами спокойно брали и кредиты, и государственные субсидии. С понтом, у них фермерское хозяйство, а на самом деле у соседа взяли скот, перегнали к себе на стоянку, чтобы глаза комиссии замылить. И ведь комиссия знает, что он блефует, но все равно дает деньги, потому что ей «подмазали».
В общем, я разочаровалась в банках и во всех этих финансовых структурах. В союз предпринимателей тоже не хочу вступать, потому что никакой реальной помощи от него нет – в этом я тоже убедилась. Думаю, что еще год-два такой работы вхолостую – и мне придется закрыть ресторан. Деньги, вложенные в него, не окупаются, значит, нет смысла работать.
Или возьмем другой пример – деятельность нашей женской общественной организации «Иньглян», которая занимается распространением калмыцких национальных традиций и обычаев. Это энтузиазм, который держится практически ни на чем. Не поддерживается правительством, муниципальными властями, хотя наши инициативы могут приносить пользу обществу. Ведь не хлебом единым жив человек,
– Соглашусь с вами. Все эти важные начинания необходимо поддерживать на всех уровнях. Не будем забывать о том, что в 2018 году Калмыкия станет местом проведения фестиваля ойратских народов. Тут бы вам и вашим единомышленникам из «Иньгляна» карты в руки.
– Я очень надеюсь на то, что идея поддержки предпринимателей не останется не уровне одних лишь разговоров. Нам нужна конкретная помощь.
Елена Болдуринова, Элиста
Газета «Степные вести»
Фото из личного архива Баирты Тостаевой